Плюсы и минусы Энигмы

Плюсы:
В отличие от большинства сапортов, Энигма может спокойно начать фармить лес за счет вызываемых эйдалонов Demonic Conversion, получать с этого много фарма и быстро покупать ключевые артефакты.
Есть сразу два умения контроля Malefice и Black Hole. К слову говоря ульт является одним из лучших умений контроля и инициации боя в Доте.
За счет призываемых эйдалонов Demonic Conversion может хорошо пушить линии и быстро ломать башни.
Энигма является великолепным инициатором боя и может в считанные секунды изменить исход боя в свою пользу.
Учитывая то, что ультимейт работает даже на врагов с иммунитетом к магии, герой будет актуальным абсолютно на всех этапах игры.
Неплохой АОЕ урон за счет использования ульта в сочетании с умением Midnight Pulse, которое к слову говоря, наносит урон в процентом значении. Другими словами Энигма может убивать врагов независимо от их запаса здоровья и это также делает героя очень актуальным на поздних этапах игры.
Минусы:
Как и у большинства магов и сапортов небольшой запас здоровья.
Серьезные проблемы с маной на начальном этапе игры, так как все умения затрачивают очень много маны. Необходимо постоянно следить за запасом маны, чтобы ее хватало на все умения и в особенности на ульт.
Ульт Black Hole имеет огромнейшую перезарядка и права на ошибку у вас просто нет. Необходимо правильно и своевременно использовать ульт, чтобы он цеплял максимальное количество врагов и противники не могли сбить его действие.
Энигма является командным героем, который очень сильно зависит от действий своих союзников. Вы можете например хорошо использовать ульт, но ваша команда на это поздно отреагирует и атака превратится в полный провал.
Очень сложный герой в плане обучения. От вас потребуются навыки игры за сапорта, лесника, инициатора. Необходимо уметь быстро принимать решения, правильно себя позиционировать во время боя и точно использовать умения.
Нет возможности быстро выйти из боя.

Описание умений
Malefice — достаточно специфическое умение, которое позволяет в течении 4 секунд оглушить противника 3 раза на 1 секунду и в общей сложности нанести 90 | 150 | 210 | 270 магического урона. Умение особенно хорошо применять на врагов, которые часто используют умения, так как в этом случае, несколько раз срабатывающее оглушение, не позволит врагу нормально использовать свои заклинания. В целом умение является хорошим инструментом контроля и врагу будет очень сложно от вас убежать. Конечно умение наиболее эффективно на последнем уровне, так как на первых уровнях оглушение будет чисто символическим. Умение ничего не сделает врагам с иммунитетом к магии. Также действие уже работающего умения можно снять с помощью очищения.

Demonic Conversion — данная способность является ключевой для Энигмы на начальном этапе игры, так как позволяет спокойно фармить лес, получая золото и опыт. Превратить в эйдалонов можно вражеского крипа, союзного крипа или нейтрального монстра. Если умение применяется на вражескую цель, то в этом случае Энигма получает опыт и золото, как за убийство этой цели. Энигма может мгновенно уничтожать далеко не всех монстров. Исключением являются все большие нейтралы (то есть выше 5 уровня), а также Древние монстры. Также с помощью этого умения нельзя уничтожить: медведя Lone Druid, гаргульи Visage, големов Warlock, ястреба или кабана Beastmaster, панд Brewmaster и воинов, вызванных с помощью артефакта Necronomicon. Важной особенностью вызываемых эйдалончиков является то, что после 6 выстрела они начинают плодиться. Таким образом, если вы например фармите лес с помощью этих существ, то нужно грамотно распределять урон между ними и героем таким образом, чтобы каждый эйдалон делал 6 выстрелов и на его месте появлялся еще один. По хорошему нужно правильно контролить этих маленьких вызываемых существ и погибать они должны, так сказать от старости, а не от получаемого урона. Каждый эйдалон на максимальном уровне имеет следующие характеристики: здоровье — 240, броня — 5, сопротивлении магии — 50%, минимальный урон 43. В целом эайдалоны способны выдавать очень хороший урон, особенно когда их 6 штук. Если например Энигма использует свое оглушение Malefice, а затем направляет на врага всех эдалонов, то они способны очень сильно подпортить жизнь врагу. А если делать это все под действием ульта Black Hole, то велика вероятность, что Энигма спокойно в одиночку расправится с врагом. Посуди сами, 6 эйдалонов за свой залп выдают минимум 250 урона (без учета защиты врага). Конечно в самом начале игры это умение используется исключительно для фарма. Если вы выходите на линию с эйдалонами, то это должна быть решительная атака. Нужно понимать, что враг может быстро убить эйдалонов и получить за них награду в виде золота и опыта. Этого допускать ни в коем случае нельзя.

Midnight Pulse — очень часто начинающие игроки недооценивают это умение и забывают его использовать в бою, хотя именно оно способно наносить просто колоссальный урон. За все время действия умения, один враг может получить урон, равный 33% | 41.25% | 49.5% | 57.75% от максимального запаса здоровья. Другими словами на максимальном уровне умение способно снести половину здоровья. Стоит понимать, что урон является чистым , то есть он не будет уменьшен за счет брони или магического сопротивления. К тому же умение наносит урон даже врагам с иммунитетом к магии. Таким образом мы получаем умение, которое наносит очень хороший урон в большом радиусе на протяжении всей игры. Особенно хорошо использовать умение сразу перед применением ульта Black Hole. В этом случае враги минимум простоят в поле 4 секунды и получат какой-то процент урона. Если вы например купите артефакт Refresher Orb и используете умение два раза подряд, то в этом случае эффект обоих полей будет складываться и в идеальной ситуации, эти поля просто убьют врага вне зависимости от его запаса здоровья. В заключении стоит упомянуть то, что создаваемая область разрушает деревья. Этот факт может быть использован для того, чтобы быстро найти врага, который прячется от вас в лесах или запутывает вас. Умение не наносит урон Древним монстрам.

Black Hole — ульт Энигмы является одним из мощнейших умений в Dota 2 и именно из-за своего ульта герой является таким сильным. Дело в том, что заклинание обладает хорошим радиусом поражения и работает даже на врагов с иммунитетом к магии. За счет того, что тип урона является чистым, урон будут получать даже враги с иммунитетом к магии. Эффект притягивания к центру воронки также спокойно работает на врагов с иммунитетом к магии. Врагов находящихся под действием этого умения, нельзя даже вытолкнуть с помощью Force Staff или Geomagnetic Grip. В командных сражениях, одно удачное использование ульта, то есть на 4-5 врагов, автоматически приводит к тому, что ваши союзники в считанные секунды убивают обездвиженных врагов и выигрывают сражение. Можно к примеру плохо управлять эйдалонами, забывать кидать оглушение или криво ставить поле, но если вы раз за разом точно реализовывает ульт, то ваша команда простит вам все ваши ошибки. Если же вы не вовремя используете ульт или задеваете им слишком мало врагов, то соответственно вы не сможете полностью реализовать потенциал героя. Стоит сказать, что перезарядка ульта огромная и права на ошибку у вас просто нету. Ульт Энигмы может быть улучшен с помощью артефакта Aghanim’s Scepter. При этом к обычному магическому урону ульта, добавляется урон умения Midnight Pulse. Другими словами за время действия ульта вы можете дополнительно нанести урон, равный 12% | 15% | 18% | 21% от максимального запаса здоровья врага. Этот дополнительный урон спокойно складывается с уроном от самого поля Midnight Pulse, которое вы например можете использовать до ульта. В целом улучшение конечно интересное и полезное, но Аганим используется далеко не всегда, так как для Энигмы есть более важные и приоритетные артефакты.

Порядок прокачки способностей

Выбор предметов
Начальный закуп:
Для начала стоит сказать то, что Энигмы это сапорт и если в вашей команде некому купить курьера ( Animal Courier) или варды ( Observer Ward), то сделать это должны именно вы, причем не задумываясь. Конечно чаще всего состав команды подбирается таким образом, что бы Энигме не приходилось покупать курьера, но как минимум в начале игры стоит взять варды, причем оба вида. Обычные варды Observer Ward обезопасят наш фарм и защитят союзников, ну а сентри Sentry Ward понадобятся для того, чтобы уничтожать вражеские варды, блокирующие появление нейтральных крипов.

Для нормально фарма леса Энигме даже не нужны расходники на реген здоровья, но все же Tango я бы вам советовал взять. Пару раз в начале игры скорее всего немного придется потанковать нейтралов, пока будут плодиться ваши эйдалоны, да и выход на линию может привести к потери здоровья. Гораздо важнее при стартовом закупе на все свободные деньги взять Clarity, так как вызов эйдалонов затрачивает очень много маны, а до покупки Soul Ring нужно еще дожить. В принципе при стартовом закупе можно взять маску Sage’s Mask, чтобы ускорить покупку кольца. Оставшиеся деньги лучше потратить на Iron Branch.

Основные предметы:
Для начала мы рассмотрим основные предметы для Лансера, которые используются чаще всего.

Blink Dagger — безусловно Даггер является одним из ключевых артефактов для Энигмы и покупается этот предмет в большинстве случаев. Дело в том, что в арсенале Энигмы просто нету возможности быстро сократить дистанцию до врага и в целом герой совершенно не мобильный, а для того, чтобы хорош использовать ульт, нужен эффект неожиданности и возможности быстро вступить в схватку. Именно с помощью Даггера Энигма врывается в бой и затем применяет свой ультимейт.

Black King Bar — стоит понимать, что применение ульта может быть легко сбито любым эффектом контроля. Для того, чтобы избежать этого и чаще всего реализовывать ульт полностью, очень хорошо подходит БКБ. К тому же артефакт повысит максимальный запас здоровья и повысит выживаемость героя за счет неуязвимости к магии.

Soul Ring — это колечко очень хорошо подходит для начальной стадии игры, так как позволяет чаще использовать умения. Вызов эйдалонов затрачивает огромное количество маны и без дополнительного регена можно очень быстро остаться без маны и в этом случае придется тратить время и возвращаться к фонтану.

Tranquil Boots — Транквилы достаточно часто используются сапортами, так как позволяют быстро восстанавливать здоровья и дают возможность быстрее перемещаться между линиями. Для Энигмы эти сапоги так же очень хорошо подходят из-за его стиля игры.

Ситуационные предметы:
Boots of Travel — порой для Энигмы в начале игры покупают лишь простые ботинки на скорость Boots of Speed и долго их не улучшают. Таким образом можно например быстрее купить Даггер, а в последствии сапоги улучшить сразу до Травелов. Подобная тактика подойдет в тех ситуациях, когда вы точно знаете, что вы не будете получать много урона и например реген от Tranquil Boots вам не понадобится.

Arcane Boots — продолжая тему ботинок обязательно стоит упомянуть и Арканы, которые также могут быть приобретены для Энигмы. Эти сапоги повысят максимальный запас маны и дадут возможность восстанавливать ману себе и своим союзникам. Особенно актуально покупать эти сапоги в том случае, если вы берете Меку Mekansm. В этом случае в последствии оба этих предмета можно объединить в Guardian Greaves и получить невероятно полезный артефакт для команды.

Linken’s Sphere — Линка может покупаться как самостоятельный артефакт или даже идти как дополнение к БКБ. В этом случае можно будет защитить героя не только от большинства умений контроля, но даже и от тех, которые пробивают иммунитет к магии. Само собой брать линку стоит только против определенных врагов с мощынм контролем.

Mekansm — Энигма это в первую очередь герой поддержки и если в вашей команде некому купить Меку, то лучше это сделать вам. Артефакт позволит повысить выживаемость ваших союзников в командных сражениях. В некоторых случаях Мека может даже спасти вам жизнь.

Aghanim’s Scepter — об Аганиме мы уже говорили раньше. Здесь я лишь повторюсь, что с помощью Аганима можно повысить урон ультимейта, но покупать этот предмет стоит только после того, как у вас будут все необходимые артефакты. Аганим стоит рассматривать именно как улучшение ульта, а не как основной предмет.

Refresher Orb — Рефрешер очень хорошо подходит для героев с очень мощными инициирующими умениями. Энигма в данном случае не является исключением. Если вам удается в первый раз удачно использовать свой ульт, то в последствии можно быстро активировать Рефрешер и еще раз прожать ульт. В этом случае группа врагов будет суммарно законтролена на 8 секунд, а за это время даже самые безрукие союзники спокойно добьют всех врагов.

Force Staff — Форс стаф в принципе хороший артефакт и его полезно иметь хотя бы один на команду. Лучше всего покупать этот артефакт в тех случаях, когда в команде противника очень много умений контроля или же есть какие-нибудь умения ловушки. В этом случае вы сможете выталкивать своих союзников из ловушек или выводить их из под фокуса врага.

Octarine Core — главным преимуществом Октарина для Энигмы является то, что артефакт позволяет снизить перезарядку умений, а значит и ульт мы сможем использовать чаще. Ко всему прочему артефакт увеличивает максимальный запас маны и здоровья, а также их регенерацию. Во время боя за счет хорошего АОЕ урона Энигма сможет восстанавливать часть своего здоровья и будет жить дольше.

Вражеские герои
Энигма не является какой-то жесткой контрой против каких-то героев. Сам по себе герой предназначен для командных сражений и при удачном использовании ульта неважно кто был в команде противника, так как все враги будут находиться под действием воронки и спокойно умрут от рук ваших союзников. Важнее поговорить о том, что же может помешать нам нормально реализовать ульт.

Для Энигмы очень важно видеть своих врагов, чтобы максимально хорошо использовать свой ульт, но есть ряд героев, которые могут находится где-то далеко и при этом быстро начать участвовать в драке. К ним относятся: Nature’s Prophet и Spectre. Сюда же в принципе можно отнести и Zeus. Проблема этих героев в том, что они могут сбить действие Даггера и Энигма просто не сможет прыгнуть в драку. Спектра и Фурион и вовсе могут появится рядом с Энигмой и быстро вас убить. Само собой это не какие-то жесткие контр герои, но все же нужно помнить о таких вот товарищах.

Чаще всего в начале боя Энигма прячется где-то рядом со своей командой и выжидает момента для атаки. Для Энигмы очень важно, чтобы команда противника не видела его позицию. Есть целый ряд героев, которые дают хороший вижен для своей команды с помощью своих способностей и способны заранее заметить место положение Энигмы и вовремя сообщить своим союзникам. К таким героям относятся Clockwerk, Beastmaster, Bounty Hunter, Riki или Nyx Assassin.

В целом Энигма не очень любит, когда в команде противника много героев с большим запасом здоровья. Другими словами стоит избегать ситуаций, когда во вражеской команде много силовиков, особенно если у них есть возможность контр инициации. Исключением являются ситуации, когда в команде противника одни герои ближнего боя. В этом случае у Энигмы наоборот появляется больше возможности для использования ульта, так как подобные команды обычно стоят очень кучно. В остальном же при грамотной игре Энигма может вполне себе спокойно играть против большинства героев. Просто нужно уметь грамотно выбрать позицию и в этом случае враги вас будут видеть только тогда, когда вы будете неожиданно появляться из неоткуда и использовать свои умения.

В заключении еще хотелось бы сказать то, что на начальном этапе игры для Энигмы злейшим врагов могут быть не вражеские герои, а грамотно расставленные варды Observer Ward, блочащие появление нейтральных крипов. Именно по-этому при игре за Энигму стоит как можно скорее бежать к реке и не допускать того, чтобы вражеские герои заходили в ваш лес и спокойно расставляли варды. При стартовом закупе хорошо купить Sentry Ward. Так вы сможете раздевардить спаун нейтральных крипов и в последствии его спокойно фармить. Если противники не дадут вам фармить в начале игры, то это может сильно подпортить игру.

Союзники
Хорошими союзниками для Энигмы являются герои с нормальным АОЕ уроном или контролем. Вообще желательно брать Энигму в связку с каким-то другим инициатором. Дело в том, что ульт Энгимы очень мощный, но ошибаться, при его использовании, просто нельзя, так как пойдет очень большая перезарядка. Лучше дать возможность одному из союзников начать бой первым, а затем уже подстроится под его действия. Если его инициация проходит хорошо, то тут уже врываетесь вы со своим ультом. Хорошими союзниками в данном случае являются герои: Tidehunter, Beastmaster, Magnus , Axe, Slardar, Disruptor (также хорошо может продолжить контроль после Энигмы) или Puck. Если же именно вы является ключевым инициатором боя, то хорошими союзниками с нормальным АОЕ уроном могут быть: Shadow Fiend, Sand King, Queen of Pain , Kunkka, Skywrath Mage или Earthshaker. Вообще этот список можно продолжать долго, так как в мире Доты есть огромное количество героев, которые могут внести просто тонну урона по группе обездвиженных врагов, а если учесть то, что ульт Энигмы еще немного стягивает героев, то открывается еще больше возможностей для комбинаций. Даже если противник захочет, он просто не сможет забанить или пикнуть всех возможных хороших союзников для Энигмы.

Общие советы по игре
Играя за Энигму, нужно помнить то, что в первую очередь это герой поддержки и соответственно он действует в целом, как все сапорты. Покупает соответствующие предметы и предпринимает определенные действия. Если вы еще плохо знакомы с сапортами, то обязательно почитайте статью Как играть за Support (Сапорта).

В большинстве случаев Энигма начинает игру с леса. На линии этим героем нечего делать, да и толку от него там будет мало. Возможность фармить лес обуславливается использованием умения Demonic Conversion. Если вы начинаете уничтожать лагеря нейтралов рядом с центральной линией, то в этом случае можно использовать умение не на нейтралов, а на союзного крипа дальнего боя. Таким образом вы поможете своему мидеру, так как противник на центральной линии недосчитается одного крипа и это заметно замедлит его развитие. Вы же спокойно отправитесь с эйдалонами в лес и начнете фармить. Важно отметить то, что в первые секунды фарма нужно обязательно следить за своими маленькими эйдалончиками, так как после 6 атаки они размножаться и вместо трех их станет шесть штук. То есть вы сначала подставляет под атаку одного эйдалончика, потом его отводите и подставляете другого или же сами получаете часть урона. Не забывайте о том, что когда рядом с нейтральными крипами стоит много юнитов, они начинают использовать свои умения. Адский медведь начнет хлопать в ладоши и наносить урон вокруг себя, а Большой Троль будет использовать свою магическую сферу. Как только вы зачистите один лагерь нейтралов, нужно сразу же двигаться к следующему. Эйдалоны живут достаточно долго, так что их можно использовать для зачистки сразу нескольких лагерей. Возможность фармить лес, дает Энигме невероятное преимущество перед другими сапортами, так как герой может быстро покупать ключевые артефакты и для этого ему не нужно даже участвовать в сражениях. Обязательно стоит постоянно использовать варды и обновлять их в ключевых местах. Энигма достаточно сильно уязвим для ганга. У героя небольшой запас здоровья и нет возможности быстро убежать от врага. Все, что вы можете использовать, это оглушение Malefice, но поможет оно только против одиночной цели и только в определенной ситуации. На старте игры старайтесь как можно скорее добегать до своего леса и контролировать реку. Таким образом вы сможете заметить врагов, которые направляются в ваш лес целью заблочить спаун нейтралов. Если это происходит, то нужно сразу же покупать сентри варды и разблочивать лагеря. Иначе скорость фарма значительно упадет.

Обязательно стоит следить за всеми линиями на карте и в особенности на ту линию, где стоит ваш керри герой с одним сапортом. Частой ошибкой является то, что Энигма очень долго сидит в своем лесу и не выходит из него. Для начального нападения у Энигмы есть более менее нормально оглушение Malefice и толпа эйдалонов, которые могут наносить очень много урона. Если вы видите, что на линии противник действует очень смело, то можно зачистить например один лагерь нейтралов, скопить 6 эйдалонов и при поддержке своих союзников спокойно убить врага. Даже без использования ульта Энигма может выдавать хороший урон. Самое главное грамотно контролировать эйдалонов.

В первую половину игры Энигма в целом играет более пассивно, фармит и ищет возможности для небольших гангов. В принципе можно даже использовать ульт на одиночную цель, но при условии, что вы точно убиваете врага и это какая-то ключевая цель, например вражеский керри. Позднее такой роскоши, как использование ульта на одну цель у вас конечно же не будет. Обязательно стоит сразу же изучить состав команды противника и в особенности выделить тех героев, которые могут сбить действие ульта. Если в команде противника много умений контроля, но они не пробивают иммунитет к магии, то спокойно покупаем БКБ. Если же среди врагов есть враги с мощным контролем, пробивающим магический иммунитет, то в этом случае возможно первым защитным предметом стоит взять Линку. Другими словами порядок и наименование ваших артефактов должны складываться исключительно из ситуации на карте и состава команды противника. Чаще всего до БКБ или Линки конечно покупается Даггер Blink Dagger, так как по сути это наш единственный способ быстро ворваться в бой и моментально использовать ульт. По поводу других артефактов мы уже говорили раньше, так что здесь я повторяться не буду. Грамотное использование Даггера в сочетанием с ультом, является ключевым моментом при игре за Энигму. В особенности будет здорово, если вы научитесь быстро использовать Даггер + Midnight Pulse + Black Hole. Для того, чтобы сократить время между всеми этими умениями и предметами, хорошо использовать shift. То есть можно заранее задать последовательность действий и в этом случае ваши умения после Даггера будут срабатывать максимально быстро.

Начиная с середины игры, Энигма уже не сидит все время в своем лесу, а постоянно передвигается рядом со своей командой, но старается быть незамеченным командой противника. Вообще при игре за Энигму очень важно научиться правильно позиционировать героя. Перед началом любого серьезного боя вы должны оставаться в тени, прятаться за деревьями, препятствиями или же просто стоять в тумане войны. Также хорошо почаще использовать варды и уничтожать вражеские варды. Если враг вас не видит большую часть игры, значит вы все делаете правильно. Помимо умения действовать незаметно, нужно уметь видеть наиболее оптимальный момент для прыжка. Бывают например ситуации, когда Энигма очень долго ждет и даже теряет 1-2 своих союзников, перед прыжком. Само собой не нужно ждать до последнего, так как удачного момента может и не быть, а ваше присутствие в бою может хорошо повлиять на исход сражения. Даже банальное использование умения Midnight Pulse позволяет нанести очень хороший суммарный урон. Тем не менее чаще всего хорошая игра за Энигму определяется парочкой удачных врывов с применением ульта. Не стремитесь зацепить всех пятерых врагов, порой даже 3-4 врагов более чем достаточно, чтобы в считанный секунды перевернуть бой в вашу пользу. Самое главное следить за тем, чтобы под действием ульта попадали ключевые враги, то есть керри, мощные маги или какие-нибудь инициаторы. Если вне ульта остались какие-нибудь танки или ничего не решающие сапорты, то это не страшно. Их можно добить и потом.

Одним из преимуществ Энигмы является то, что за счет своих эйдалонов герой может даже неплохо пушить линии врага. Другими словами, если ваша команда имеет соответствующий состав и планирует активные действия по пушу, то даже в такую стратегию Энигма впишется очень хорошо. Самое главное контролировать своих эйдалонов и не отдавать их врагу, так как для противника это лишний фарм. Соответственно, если вариантов для пуша нету, то мы просто занимаем оборонительную позицию и ждем хорошего момента для нападения. Для Энигмы в целом не очень выгодны долгие осады и уж тем более вы не должны принимать участие в уничтожении башни. От ваших автоатак толку будет мало. Исключением является ситуация, когда вы только что убили всю команду противника. Идеальное развитие ситуации для Энигмы, это удачный бой где-то на лесной тропке и последующий снос одной из сторон врага или даже уничтожение последнего строения врага.

За счет всех своих положительных качеств, Энигма очень часто используется профессиональными игроками в серьезных матчах. Герой безусловно очень сильный и может заработать победу для своей команды даже в самых сложных ситуациях. Играть за Энигму очень тяжело, а для того чтобы добиться хороших результатов придется отыграть не одну сотню боев, чтобы хоть примерно понять, как действовать этим героем и на что он способен. Безусловно для начинающего игрока я бы Энигму не советовал. К тому же на низком рейтинге обычно игроки очень плохо играют в команде, а для Энигмы очень важно чтобы команда действовала слаженно и молниеносно реагировала на его действия.

Буду признателен, если поделитесь с друзьями

Читайте также