Плюсы и минусы Расты
Плюсы:
Есть сразу два мощных умения контроля Hex и Shackles. С помощью этого некоторые герои вместе с Растой могут очень легко убивать врагов с самого начала игры.
Благодаря способности Ether Shock может наносить очень хорошие магический урон и быстро убивать крипов. Это может быть использовано во время пуша или же наоборот во время защиты собственных строений.
Умение Mass Serpent Ward наносит в основном физический урон, то есть оно может эффективно применяться для сноса вражеских строений и будет актуально на протяжении всей игры (даже когда враги начнут покупать БКБ).
Умения имеют более менее нормальную перезарядку.
Сильный сапорт, который не теряет свою актуальность на более позднем этапе игры.
Минусы:
Все умения затрачивают огромное количество маны и проблемы с маной будут ощущаться на протяжении всей игры.
Умение Shackles может быть легко сбито жестким контролем врага.
При неправильной установке, магические змеи Mass Serpent Ward могут быть очень быстро уничтожены, да еще и принесут золото врагу.
Пониженная начальная скорость передвижения.
Все умения, кроме ульта, могут быть легко заблокированы иммунитетом к магии.
Сильно зависит от действий своей команды.
Не самый простой герой в плане управления.

Описание умений
Ether Shock — данное умение Расты позволяет наносить хороший магический урон сразу нескольким врагам. Увеличение уровня умения позволяет не только увеличить урон, но и количество поражаемых целей. Интересной особенностью умения является то, что начальная дальность применения умения составляет 600, но рядом стоящие цели могут быть поражены на расстоянии до 1000. Таким образом можно например использовать умение на одного врага, но задеть при этом другого, который стоит значительно дальше. Об этом стоит помнить, когда вы например пытаетесь добить убегающего врага. В этом случае умение можно применить на крипа или другого героя и нанести урон дальней цели. Умение не нанесет урон врагам с иммунитетом к магии. Если вы используете умение на врага с артефактом Linken’s Sphere, то оно будет полностью заблокировано, но если вы используете умение на соседнюю цель, то в этом случае Линка уже не сработает. Умение очень хорошо помогает в зачистке большого скопления крипов, да и в целом полезно во время сражений. Пожалуй главным минусом умения является достаточно большой расход маны на последнем уровне прокачки.

Hex — Хекс является великолепнейшим умением контроля в Dota 2. Первый уровень умения конечно позволяет законтролить врага всего на 1.25 секунды, но зато каждое повышение уровня увеличивает длительность на 0.75 секунды и в конечном итоге умение будет превращать врага в зверюшку на 3.5 секунды, а это достаточно долго. Важнейшим плюсом умения является то, что применяется оно мгновенно, то есть вы можете использовать раньше чем враг успеет отпрыгнуть или прожать БКБ. Помимо того, что вы лишаете врага возможности применять способности и атаковать, вы также значительно снижаете его скорость передвижения (до 100 единиц). Если у врага есть какие-то предметы на повышение скорости передвижения, то они работать будут. Точно также другие враги могут ускорить своего союзника, превращенного в зверюшку. Поэтому не стоит думать, что превращение в зверушку это идеальный инструмент контроля. Не мене важным плюсом умения является то, что враги превращенные в зверушку не могут уворачиваться от атаки или блокировать их. Еще, что вы должны помнить это то, что применение умения на иллюзию мгновенно ее убьет. Действие способности полностью блокируется иммунитетом к магии и артефактом Linken’s Sphere, а также может быть снято с помощью очищения. К минусам умения можно отнести достаточно большой расход маны и небольшую дальность применения (500). К тому же на первых уровнях умение превращает врага в зверя совсем ненадолго.

Shackles — сетка Расты является невероятно мощным умением контроля. На последнем уровне прокачки Раста может связать врага на целых 5 секунд. Да, сам Раста конечно при этом ничего не сможет делать, так как ему необходимо стоять и поддерживать действие умения, но зато за это время союзники спокойно убьют врага. Также умение может быть использовано в сочетании со змеями Mass Serpent Ward. Вообще Раста может хитро подловить врага и убить его даже без помощи союзников. Например можно поймать врага рядом с союзной башней или рядом с большим скоплением крипов. За время действия умения, каждые 0.1 враг получает магический урон и суммарно противник может получить 120 | 200 | 280 | 360 магического урона, что в общем-то очень даже неплохо. Даже первый уровень прокачки умения позволяет обезвредить врага почти на 3 секунды. В начале игры этого может быть более чем достаточно, чтобы ваши союзники спокойно убили противника. Самое главное помнить о том, что Раста не может ничего делать, пока действует умение. Если вы попытаетесь сдвинуться с места или враги используют на вас какое-то умение контроля, то сетка моментально перестанет работать. Умение нельзя применить на врага с иммунитетом к магии и оно будет блокировано артефактом Linken’s Sphere. К минусам умения, помимо того, что его можно легко сбить, относится большой расход маны и пониженная дальность применения (400). Чтобы использовать сеть, придется подойти к врагу достаточно близко.

Mass Serpent Ward — правильно установленные змеи позволяют наносит огромное количество урона. Посудите сами, на последнем уровне прокачки, даже без учета Аганима, один залп змей минимально наносит 800 единиц физического урона. Конечно этот урон будет порезан броней врага, но все равно цифра внушительная. Давайте немного подробнее разберем действие умения. Изначально Раста выбирает область установки змей и появляются они очень кучно. Если потренироваться, то можно устанавливать змей таким образом, что они окружат врага и он не сможет выбраться, пока не уничтожит часть змей, очистив себе проход. Каждая атака змей является физической, то есть будет спокойно наносить урон врагам с иммунитетом к магии, а вот сплэш урон (100% урона в радиусе 175) является магическим. Другими словами змеи наносят основной цели физический урон, а окружающим врагам магический, что очень необычно. Урон змей будет актуальным абсолютно на всех этапах игры. Дальность атаки змей составляет 600. Змеи стоят на месте и атакуют ближайших врагов, но их можно выделить, как обычных подконтрольных юнитов и спокойно выбирать цель для атаки. Змеи имеют иммунитет к магии, но для их уничтожения достаточно сделать всего 2 обычных удара. Важно понимать, что за каждую уничтоженную змею враг получит 26-38 золота и 31 опыта. Другими словами змей нужно устанавливать таким образом, чтобы они наносили урон и враг не смог их быстро уничтожить. Иначе вы просто подарите противнику огромное количество золота и опыта. Змеи существуют целых 45 секунд и могут эффективно применяться для уничтожения вражеских строений. В сочетании с умениями Shackles и Hex Раста в одиночку может убивать даже самых толстых врагов. Самое главное близко установить змей и законтролить врага. Конечно в игре сделать это будет непросто, но все же возможно. Одним из главных минусов умения является невероятно большой расход маны. Умение может быть улучшено с помощью артефакта Aghanim’s Scepter. При этом атака змей увеличивается до 85-90 | 105-110 | 125-130, то есть практически в два раза. Из-за такого большого увеличения урона, Аганим покупается достаточно часто. Усиленные змеи сносят вражеские башни буквально в считанные секунды, да и в бою один залп таких змей может спокойно убить слабенького врага.

Выбор предметов
Начальный закуп:
Раста это обычный сапорт, который при стартовом закупе в первую очередь думает о своей команде. В подавляющем большинстве случаев вам необходимо в начале игры купить курьера Animal Courier и варды Observer Ward. Из простых расходников обязательно стоит взять как минимум Tango. Часть здоровья все равно терять придется. В крайнем случае Танго можно передать своему союзнику на линии. Также хорошими расходниками на реген здоровья являются Healing Salve и Faerie Fire. Обязательно стоит взять 1-2 пузырька Clarity, так как обычного регена маны может не хватить. Вообще Clarity я бы вам советовал брать почти в любой ситуации, так как маны в начале игры будет сильно не хватать. Также при необходимости можно еще добавить и Enchanted Mango. Оставшиеся деньги лучше потратить на Iron Branch. В дальнейшем веточки пригодятся для получения Magic Wand.

Основные предметы:
Для начала мы разберем основные предметы для Расты, которые используются чаще всего.

Magic Wand — волшебная палочка это не дорогой, но крайне эффективный предмет. Помимо небольшого прироста к основным характеристикам, она имеет свойство накапливать заряды, которые могут быть использовано в экстренной ситуации, чтобы восстановить часто здоровья и маны. Данный предмет можно смело покупать в любой ситуации, так как польза от палочки будет всегда.

Arcane Boots — из всех ботинок чаще всего используются именно Арканы, так как они позволяют постоянно восстанавливать часть маны. К тому же сапоги увеличивают максимальный запас маны, а для Расты это также немало важно. На использование всех умений требуется невероятно большое количество маны.

Blink Dagger — Расте явно не хватает своей мобильности. Этот недостаток очень хорошо компенсируется за счет покупки Даггера. Артефакт может быть отлично использован для того, чтобы быстро сократить дистанцию до врага и затем например использовать одно из умений контроля. Также артефакт может быть использован для того, чтобы просто убегать от врагов. Само собой для эффективного применения предмета придется некоторое время потренироваться.

Aether Lens — основное преимущество предмета заключается в том, что он увеличивает дальность применения умений. Таким образом Сетку или Хекс можно будет использовать с более безопасного расстояния. Вообще дальность применения этих умений не самая большая. Ко всему прочему артефакт увеличит максимальный запас маны и урон умений, что также лишним не будет.

Aghanim’s Scepter — за счет Аганима можно значительно повысить урон ульта. Ко всему прочему артефакт дает хороший бонус к основным характеристикам и у Расты заметно вырастет максимальный запас маны. Артефакт очень эффективный, но и стоит дорого. Чаще всего Раста просто не успевает накопить такое количество золота, но все же к покупке Аганима стремится стоит.

Ситуационные предметы:
Force Staff — Форс Стафф невероятно полезный командный артефакт. В некоторых случаях он может быть использован просто для того, чтобы быстрее сократить дистанцию до врага и использовать умение контроля. Наиболее полезным артефакт будет в той ситуации, когда в команде противника слишком много умений контроля. В этом случае Раста сможет не раз спасти жизнь своим союзникам, просто выталкивая их из под фокуса команды противника.

Refresher Orb — главное преимущество Рефрешера заключается в том, что он позволяет поставить огромное количество змей, который в считанные секунды убьют всю команду врага или же снесут вражеские строения. Ко всему прочему артефакт дает хороший бонус регенерации маны. Самое главное помнить о том, что само применение артефакта затрачивает много маны и умения Раста очень затратные. Другими словами вам может просто не хватить запаса маны, чтобы использовать все умения, затем их перезарядить и использовать снова. Лучше всего Рефрешер покупать после Аганима и всегда заранее рассчитывать свою ману.

Eul’s Scepter of Divinity — Еул позволяет повысить скорость передвижения героя и значительно увеличить реген маны. Также предмет не раз спасет вам жизнь за счет активного использования торнадо. Еул имеет своего рода комбо с ультом Расты. То есть сначала вы подбрасываете врага в воздух, затем устанавливаете под ним змеи и спокойно ждете его приземления для того, чтобы использовать одно из умений контроля.

Drumf Endurance — o барабаны покупаются редко, но все же это достаточно хороший командный предмет, который может вписаться в сборку на Расту. За счет бонуса характеристик, увеличиться максимальный запас здоровья и маны. Ну и самое главное, все союзники получат бонус к скрости, который может быть особенно актуальным в середине игры.

Glimmer Cape — Глиммер лучше всего использовать в тех случаях когда в команде противника есть мощные магические умения. Помните, что предмет может применяться не только на Расту, но и на любого выбранного союзника. Другими словами, с помощью предмета можно очень хорошо спасать жизнь своих союзников.

Ghost Scepter — этот артефакт обычно используется только в тех случаях, когда в команде противника слишком много героев с высоким физическим уроном и они постоянно фокусят и убивают вас в самом начале боя. Пока действует физическая неуязвимость, можно спокойно использовать несколько умений и резко поменять положение дел.

Boots of Travel — Травела покупаются в самую последнюю очередь для получения хорошего бонуса к скорости передвижения и возможности быстро перемещаться между линями. Раста может очень быстро уничтожать вражеские башни и с помощью сапогов можно как раз телепортироваться в то место, где подошла толпа ваших крипов. Чаще всего конечно до сапогов дело не доходит, но все же о них стоит помнить.

Mekansm — Мека для Расты подходит плохо. Хоть Раста и сапорт, но герою постоянно не хватает маны. Лучше, чтобы Меку покупал второй сапорт. Если все таки Мека очень нужна и купить ее некому, то в этом случае конечно придется купить предмет. В последствии Меку можно скрестить с Arcane Boots и получить невероятно полезный командный артефакт Guardian Greaves

Bloodstone — этот предмет покупается крайне редко. Конечно иметь в инвентаре Bloodstone очень здорово, но вот накопить деньги на него практически нереально. Главное преимущество предмета в том, что он значительно исправляет ситуацию с максимальным запасом маны и здоровья, а также дает хорошую регенерацию. Вообще я бы на вашем месте сильно на этот предмет не рассчитывал.

Вражеские герои
В арсенале Расты есть целых два умения контроля, которые позволяют в течении длительного времени удерживать врага на одном месте и не давать ему возможности использовать свои умения. В Dota 2 есть целый ряд героев, которые выживают за счет своей мобильности и если их лишить этого, то они умирут очень быстро. К примеру Раста может хорошо играть против таких героев как: Weaver, Storm Spirit, Puck, Windranger, Queen of Pain, Anti-Mage, Bloodseeker или Ember Spirit. Само собой Раста их не конрит полностью, но все же имеет хороший потенциал для того, чтобы сильно испортить им жизнь.

Расту хорошо использовать против жестких керри героев, у которых мало умений контроля. Особенно будет здорово, если эти герои будут иметь атаку ближнего боя. Примером таких героев являются: Huskar, Lifestealer, Naga Siren, Troll Warlord, Alchemist или Faceless Void. Против этих товарищей Раста может зайти очень хорошо.

Теперь давайте поговорим о наиболее опасных врагах, которые могут встретиться Расте и доставить море неприятностей.

В первую очередь мне бы хотелось выделить парочку сапортов, а именно: Omniknight и Abaddon. Эти герои могут очень хорошо спасать своих союзников и практически лишить Расту возможности реализовывать свои умения контроля.

Стоит понимать, что Раста это герой поддержки, у которого маленький запас здоровья и в особенности сильно он страдает от мощных умений. Стоит опасаться героев, которые могут нанести огромное количество урона за короткий промежуток времени: Zeus, Lina, Lion, Timbersaw, Tiny и им подобные. Такие герои могут убить Расту в считанные секунды и вы даже не успеете среагировать.

Само собой низкий запас здоровья делает Расту лакомой целью и для некоторых керри героев, которые могут неожиданно на нас напасть и быстро убить. Стоит выделить таких врагов, как: Spectre, Riki, Slark и так далее. Против таких героев Раста играть конечно может и иногда он будет даже контрить их в бою, но на некотором этапе игры эти противники могут не раз вас убить и заметно усложнить игру.

В заключении хотелось бы сказать то, что в целом Раста может хорошо играть против большинства врагов. Если вы играете осторожно и не подставляетесь под атаки врага, то умирать вы будете гораздо реже. Убить Расту с небольшим запасом здоровья может огромное количество героев, но если вы играете в составе своей команды и лишний раз не рискуете, то можно избежать большинство смертей.

Союзники
В арсенале Расты есть достаточно надежные умения контроля и он может выступать в роли инициатора боя на линии, то есть первым использовать свои умения. Хороший контроль может быть очень полезен в связке с такими героями, как: Lina, Leshrac, Ancient Apparition, Enigma, Enchantress, Chen. Если рассматривает героев, которые наносят урон, то пользу от присутствия Расты могут извлечь: Windranger, Sven, Slardar, Slark, Shadow Fiend, Juggernaut, Clinkz, Riki, Ursa, Anti-Mage, Lifestealer. Вообще этот список можно продолжать долго, так как в Доте есть огромное количество героев с хорошим уроном, но явным недостатком контроля.

Общие советы по игре
Наиболее популярной позицией для Расты является легкая линия и соответственно роль сапорта. Конечно возможен вариант игры на центре или даже сложной линии, но это очень ситуационный выбор и лучше эти позиции не рассматривать. При игре на линии Расте выгоднее всего стоять на отводах, то есть находится в ближайшем лесу. В этом случае у вас будет возможность немного подфармить в начале игры и например быстрее купить сапоги Arcane Boots, а также у вас будет возможность раз за разом нападать неожиданно из леса. Если вы единственный спорт на линии, то в этом случае конечно лучше просто стоять на линии, харасить врага и всячески мешать противнику нормально фармить. Чаще всего Раста стоит на линии с керри и еще одним сапортом. В этом случае он может спокойно стоять в лесу и ждать момента, когда враг слишком далеко отойдет от своей башни. После этого необходимо просто зайти врагу за спину, просигнализировать свои союзникам о предстоящей атаке и спокойно использовать одно из умений контроля. Перед каждой атакой внимательно следите за действиями своих союзников и смогут ли они вам помочь. Если вы например нападаете на врага в тот момент, когда ваш керри добивает целую пачку крипов, то ему может быть не выгодно бежать и помогать вам. Другими словами, ваши нападения не должны мешать фарму союзного керри. Важно понимать, что сам по себе Раста противника не убьет, он может лишь нанести некоторое количество урона и удерживать врага. Основную часть урона должны наносить ваши союзники. Если первым умением вы максите Ether Shock, то в этом случае у Расты будет мощный нюк, но даже его нужно использовать с умом. Если вы точно знаете, что ваши союзники за время контроля убьют врага, то лучше это умение попридержать. Если же союзником урона не хватает, то можно использовать умение в начале нападения, а затем использовать контроль. В этом случае вашим товарищам нужно будет нанести значительно меньше урона врагу, чтобы его убить. Старайтесь не использовать это умение для того, чтобы добить врага. Таким образом вы лишите вашего союзного керри большого количества золота, а оно для него более важно, чем вам. Само собой Расте артефакты нужно, но даже с минимальным набором, он все равно может быть полезным героем, а вот керри герой без артефактов может быть просто балластом.

В самом начале игры не спешите покупать артефакты. Вы сапорт и предметы должны брать соответствующие. Если например курьера взять некому, то покупайте его без промедления. Также на протяжении всей игры обязательно необходимо брать варды Observer Ward и активно их использовать. Грамотно расставленные варды предупредят вас и ваших союзников о приближающейся опасности и не раз спасут жизнь. Контроль карты за счет вардов это важнейший аспект игры и экономить на вардах ни в коем случае не стоит. Сам Раста имеет очень маленький запас здоровья и если на вас неожиданно нападет враг, то вы моментально погибните. Если же вы вовремя расставите варды, то спокойно избежите такой ситуации, а враг потеряет огромное количество времени.

Раста идеально подходит для того, чтобы заработать парочку убийств для своих союзников. Именно этот потенциал стоит реализовывать в начале игры. Просто стоять и харасить врага на линии, это не лучший вариант. Есть более интересные сапорты для таких задач. Раста именно великолепен в помощи убийства врага. Если вам удается пару раз реализовать свой потенциал, то есть ваши союзники убивают врага, то скорее всего враг уже начнет действовать более осторожно и будет прижиматься к собственной башне. В этом случае долго оставаться на линии не стоит. Если вариантов ганга других линий нету, то займитесь отводами или просто делайте 2-3 стаки нейтральных монстров в лесу. Как вариант можно заручится поддержкой второго сапорта (если он есть) и с использованием дыма Smoke of Deceit попробовать напасть на одну из линий. Для Расты самое главное подойти к врагу на расстояние использования умений контроля, а дальше уже союзники сделают все сами. Если вам удается удачно напасть на врага и у вас уже 6 уровень, то каждое такое нападение может сопровождаться последующим пушем. Другими словами вы быстро расправляетесь с крипами и нападаете на вражескую башню с использованием змей Mass Serpent Ward. Использовать змей стоит в том случае, если собралось достаточное количество крипов и ваши союзники помогут вам. В противном случае может получиться так, что вы поставите змей, они сделают пару залпом и прилетевшие враги быстро их уничтожат, заработав кучу денег. Ставить змей для уничтожения вражеской башни нужно тогда, когда вы точно уверены, что они простоят максимально долго и уничтожить их сможет только вражеская башня, а не вражеские герои. Само собой змеи используются не только во время пуша, но все же это невероятно эффективное оружие против башен.

В середине игры Раста все также занимается тем, что обеспечивает максимально хороший контроль врага. Во время командных сражений ни в коем случае не стоит лезть вперед. Дождитесь когда враг использует основные умения контроля и затем вступайте в бой. Особенно это касается ситуаций, когда в команде противника есть мощные инициаторы с АОЕ контролем. Во время боя задача Расты использовать Хекс и Сетку на наиболее опасных врагов. Если вам еще удается поставить змей во время боя, то это просто идеальный вариант. В этом случае змеи могут в считанные секунды изменить исход боя. Дело в том, что змеи наносят просто огромный урон, и если врагам не удается быстро выйти из зоны их поражения, то змеи просто их разорвут. Ранее мы уже говорили о том, что змеи могут быть использованы для того, чтобы запереть врага. Да, действительно, когда вы устанавливаете змей, то в самом центре есть небольшое пространство, в котором можно запереть врага. Сделать это не просто. Самый просто вариант, это когда вы используете Еул Eul’s Scepter of Divinity, а затем кидаете под врага змей, но рассчитывать на этот предмет не стоит. Лучше всего ставить змей на врага, который уже находится под действием контроля ваших союзников или же использовать Хекс Hex и быстро ставить змей прямо на врага. Для того, чтобы совершать этот прием максимально быстро, лучше использовать умения последовательно с использованием клавиши «shift» в этом случае задержка между применением умений будет минимальной. Само собой это не гарантирует вам, что вы запрете врага внутри змей (ведь противник все равно может медленно двигаться), но шанс будет хороший. Помните, что атакой змей можно управлять. То есть вы можете спокойно выделить всех змей и отдать им приказ атаковать именно ту цель, которую нужно. Это очень полезно, так как иногда змеи начинают стрелять в разные стороны и в итоге никого не убивают. Не стремитесь к тому, что бы как-то хитро устанавливать змей. Самое главное обеспечить хороший контроль и постараться выжить до конца боя. Остальное все сделают ваши союзники. Вообще, если вы видите, что использовать змей в данной ситуации сложно или не совсем выгодно, то лучше попридержите это умение для последующего пуша. Двух умений контроля и урона от Ether Shock для боя может быть более чем достаточно.

Хотя основная часть умений Расты не работает на врагов с иммунитетом к магии, это вовсе не означает, что герой теряет свою актуальность. Змеи например всегда будут наносить урон, так как основную цель они атакуют физической атакой. Даже если враги начинают активно покупать БКБ, отчаиваться не стоит. БКБ действует не вечно и уж точно вся команда противника не сможет купить себе этот предмет. Всегда будут герои, на которых вы сможете использовать свои умения.

В целом Раста конечно не простой герой, но научиться им играть можно. Все умения просты и понятны и многими даже не нужно целиться. Тем не менее для начинающего игрока я бы этого героя не советовал. Брать Расту стоит только в том случае, если вы видите, что будете стоять на линии с сильным союзником, который будет убивать врагов за время контроля. Также Расту можно взять в том случае, если вы играете с друзьями и они хотя бы немного понимают, что из себя представляет герой. Раста очень сильно зависит от действий своих союзников. Если к примеру вы будете раз за разом выходите из леса, кидать сетку, а союзник будет спокойно продолжать фармить, то очень быстро вы останетесь без маны, а в последствии и артефактов нормальных у вас не будет.

 

Буду признателен, если поделитесь с друзьями

Читайте также