«Гвоздика» — это САУ 4 уровня, первая в ветке данного класса у Софи Вельфли. Главным преимуществом 2С1 над ближайшим конкурентом — американской M109 — является ее орудие.
Несмотря на то, что «Гвоздика» проигрывает западной гаубице в разовом уроне и пробиваемости, она гораздо быстрее перезаряжается и прицеливается. Кроме того, она гораздо точнее.
Еще одна сильная сторона «Гвоздики» — хорошая подвижность. Мощный ярославский двигатель разгоняет ее до 60 км/ч (в то время как максимальная скорость M109 — 55 км/ч), а 32 км/ч машина достигает за 10,5 с.
Таким образом, «Гвоздика» подойдет артиллеристам, которые ставят во главу угла точность и динамику игры. На ней гораздо проще менять позиции между выстрелами, уходя от ответного огня вражеских САУ.
История
В годы правления Н. С. Хрущева в Советском Союзе работ по созданию самоходной ствольной артиллерии не велось, предпочтение отдали ракетной технике. Лишь после отставки генсека конструкторы вернулись к проектированию САУ.
В 1965 году прошли военные испытания, которые выявили сильное отставание советских самоходок, появившихся еще в годы Второй мировой, от западных аналогов, а также их общее несоответствие условиям современного боя.
Работы по созданию советских САУ официально были возобновлены в 1967 году после выхода постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР. В результате армия получила целую серию артиллерийских установок, которые были лишены многих недостатков самоходок военного периода. Эту серию назвали «цветочной» из-за условных названий машин: «Гвоздика», «Акация», «Тюльпан», «Гиацинт».
В качестве орудия для «Гвоздики» была выбрана модифицированная гаубица Д-30. Вариантов шасси было три: от «Объекта-124», тягача МТ-ЛБ и БМП-1.
И хотя последний обладал рядом преимуществ, конструкторы остановились на удлиненной базе МТ-ЛБ с парой дополнительных опорных катков. Несмотря на значительно возросшую массу, машина сохранила амфибийные свойства тягача.
В 1969 году «Гвоздика» поступила на полигонные испытания, а уже в 1970, после устранения выявленных недостатков, была принята на вооружение Советской армии.
Производство «Гвоздики» велось в СССР с 1971 по 1991 год, кроме того, она выпускалась в Польше и Болгарии. Также существуют модификации на базе лицензионных вариантов БМП-1: румынская Model 89 и иракская Raad-1. С 2003 года в России возобновился выпуск 2С1 — вернее, ее модернизированной версии 2С34 «Хоста».
Боевое крещение «Гвоздика» прошла в Афганистане, и с тех пор она принимала участие практически в каждом военном конфликте на территории Восточной Европы и Ближнего Востока. Несмотря на практически полувековую историю, эти гаубицы до сих пор несут службу примерно в четырех десятках стран.
Конструкция. Корпус машины изготовлен из стальных листов, толщина которых достигает 20 мм. Он защищает узлы и экипаж машины от пуль калибром до 7,62 мм и осколков.
Моторно-трансмиссионное отделение расположено в передней части по правому борту, слева находится место механика-водителя. Среднюю и кормовую часть занимает боевое отделение со сварной башней кругового вращения, которая имеет электрический и ручной привод.
В нем оборудованы места командира машины, наводчика и заряжающего. Здесь же хранятся снаряды и гильзы. В корме машины имеется люк устройства для подачи боеприпасов с грунта.
Корпус «Гвоздики» герметичен, она способна преодолевать водные преграды до 300 м шириной при высоте волны до 1,5 м.
Основное орудие машины — это 122-мм нарезная гаубица 2А31, разработанная в ОКБ №9 специально для 2С1 и представляющая собой модифицированный вариант буксируемой Д-30.
Она оснащена электромеханическим досылателем, гидравлическим тормозом отката и эжектором пороховых газов, который позволил избавиться от одного из главных недостатков опытного образца «Гвоздики» — чрезмерной загазованности боевого отделения.
- Углы вертикальной наводки орудия составляют от -3 до +70 градусов.
- Прицельная дальность стрельбы: 15,2 км.
- Максимальная дальность стрельбы: 21,9 км.
- Скорострельность гаубицы: 4-6 выстрелов в минуту.
Ходовая часть машины — семикатковая, с передним расположением ведущих колес. Подвеска — индивидуальная торсионная, первый и седьмой катки дополнительно оборудованы гидравлическими амортизаторами.
Резинометаллические гусеницы имеют ширину 400 мм, но могут заменяться на 670-мм для обеспечения повышенной проходимости по сложному грунту.
2С1 приводится в движение дизельной 8-цилиндровой силовой установкой ЯМЗ-238Н мощностью 300 л. с. Трансмиссия механическая, имеет 6 передних и 1 заднюю передачу.
По шоссе «Гвоздика» может разгоняться до 60 км/ч, по бездорожью — до 32 км/ч. По воде машина передвигается за счет перемотки гусениц и развивает скорость до 4,5 км/ч.
Неплохая арта