М113 — это ББМ 1-го уровня. На ней установлена башня Cadillac с 20-мм пушкой Oerlikon, которая может быть усовершенствована до Oerlikon-Contraves.
Главный недостаток М113 — крайне слабое бронирование: вертикальные плиты пробиваются из всех присутствующих в игре орудий. Эта машина не предназначена для лобовых столкновений с противником.
Но высокая маневренность и малая заметность данной ББМ с лихвой компенсируют низкую защищенность. Благодаря мощному 275-сильному двигателю М113 обладает отличным разгоном и высокой максимальной скоростью, что позволяет ему относительно легко «закручивать» противника.
Гусеничная ходовая позволяет транспортеру значительно быстрее, чем колесной технике, передвигаться по сложной местности. Наконец, М113, обладающий неплохими показателями пробития и урона в минуту, легко справляется с другими слабо бронированными машинами.
Все вышесказанное определяет основную роль М113 в бою: это разведчик, который на первых минутах вырывается вперед и занимается поиском и обозначением целей, оставаясь при этом невидимым для врага.
А будучи обнаруженным, он может быстро отойти на безопасную позицию. Высокая огневая мощь позволяет этой ББМ эффективно оказывать огневую поддержку, особенно если удастся зайти во фланг противнику.
Историческая справка
Бронетранспортер М113 — одна из наиболее распространенных боевых машин послевоенного времени. Он разрабатывался в конце 50-х годов компанией FMC (Food Machine Corporation) как более доступная и надежная замена M59 и M75.
Одним из главных отличий от предшественников была алюминиевая броня, которая при том же уровне защищенности, что и у стальной, обладала гораздо меньшим весом.
Однако на первых модификациях она выдерживала лишь попадание мелких осколков и огонь стрелкового оружия — более крупные калибры (в том числе тяжелые советские пулеметы) пробивали ее без проблем.
Первые М113 были приняты на вооружение в 1960 году. Ранние модификации вмещали двух членов экипажа и одиннадцать человек десанта и представляли собой «боевое такси», предназначенное для доставки солдат на поле боя и обратно, но никак не для реальных столкновений.
Поначалу бронетранспортеры приводились в движение 209-сильными бензиновыми двигателями Chrysler 75M, которые вскоре (в 1964 году) были заменены 215-сильными дизельными 6V-53.
С тех пор на М113 ставились только дизельные силовые установки, а в 1979 году двигатель был форсирован до 275 л. с. Основным вооружением был пулемет Browning M2 пятидесятого калибра.
Машина приняла боевое крещение во Вьетнаме и показала себя очень достойно. Она отлично справлялась со своей ролью, но из-за слабого бронирования попытки задействовать ее в боевых столкновениях не приводили к желаемому результату. В то время М113 использовалась не только американской, но и австралийской армией, а также поставлялась вооруженным силам Южного Вьетнама.
Утверждается, что с 1960 года было выпущено порядка 80 тысяч машин семейства М113, включая санитарные машины, самоходные мортиры и прочие модели. Бронетранспортер поставлялся 60 различным странам и военным организациям, 50 из которых эксплуатируют его до сих пор.
Сама американская армия официально давно перешла от М113 к «Брэдли», но, тем не менее, продолжает активно использовать и хранить в резерве значительное количество данных БТР.
Многие из них применялись в ходе войны в Ираке: по имеющимся документам, в первый месяц 2003 года США потеряли 23 М113, а всего за время боевых действий 160 машин были отправлены в Америку для ремонта. Другим активным оператором является Израиль, однако его специалисты не раз жаловались на недостаточную защищенность экипажа и десанта.
За все время использования М113 не раз предпринимались попытки усилить его бронирование. Обычно этот вопрос решали установкой дополнительных стальных плит, что позволяло защитить машину от 14,5-мм боеприпасов.
Сейчас существует множество защитных комплексов для М113, наиболее известным является израильская «Зельда». Но изменениям подвергалась не только броня: на М113 также устанавливались различные башни, как, например, на австралийской модификации с 76-мм орудием «Саладин».
Leave A Comment