Описание умений
Ki Barrier — пассивку Шена можно разделить на две части. Во-первых, Шен начинает игру вместе с призрачным мечом. Между мечом и Шеном постоянно отображается связь и это позволяет точно определить место положение меча. Изначально меч появляется вместе с Шеном у фонтана, но когда Шен начинает отходить дальше, то связь будет тускнеть и меч через некоторое время переместиться ближе к Шену. Принудительно меч можно переместить к Шену с помощью умения Twilight Assault, но об этом мы поговорим ниже. Во-вторых, когда Шен использует одно из своих умений он получает неплохой поглощающий щит. Перезарядка этого эффекта составляет всего 10 секунд. При этом эту перезарядку можно снизить за счет использования умений против вражеских героев. На максимальном уровне перезарядка щита снижается на 7 секунд. Другими словами в бою Шен будет постоянно находится под действием поглощающего щита, что в свою очередь значительно повышает выживаемость героя. По сути вас ограничивает только перезарядка основных умений и количество энергии. Очень здорово, что заряд щита увеличивается не только с уровнем героя, но и за счет покупаемых артефактов на здоровье, которые Шен берет в любом случае.
Twilight Assault — это основное боевое умение Шена. При использовании, Шен призывает к себе свой призрачный меч и его следующие три атаки будут иметь бонусный магический урон. Важно отметить, что бонусный урон зависит от максимального запаса здоровья врага, а значит умение будет актуально против всех врагов и на протяжении всей игры. Если во время активации умения ваш летящий призрачный меч заденет вражеского героя, то бонусный урон трех атак будет еще больше и на максимальном уровне он составляет минимум 7% за каждый удар. Перезарядка умения совсем небольшая, так что при правильном подходе его можно использовать при каждом стычке с врагом. Даже если врагов на линии нету, то умение можно использовать для более быстрого фарма или даже фарма леса. Также стоит отметить то, что если во время активации меч поражает вражеского героя, то скорость атаки Шена увеличивается, а враг, пытающийся от вас убежать, будет замедлен. По сути у Шена есть дополнительный источник замедления, но который не так просто активировать.
Spirit’s Refuge — очень интересное и важное умение Шена. При активации вокруг призрачного меча создается особое поле. Обратите внимание, что именно вокруг призрачного меча, а не Шена. Когда поле активно, то оно защищает вас и всех ваших союзников (находящихся внутри поля) от всех автоатак врага. Другими словами противники просто начинают промахиваться. Само поле активируется в тот момент когда в него заходит Шен или его союзник. Если к примеру вы активировали умение в тот момент, когда призрачный меч находится далеко от вас, то поле подсветится, но активным не станет. Если не подойти к мечу или не призвать его к себе с помощью Twilight Assault, то в этом случае поле активируется само через 2 секунды. При правильном использовании умение дает очень хорошее преимущество, и на линии, и во время командных сражений. Самое главное, чтобы ваши союзники понимали принцип действия поля и находились в нем в момент активации. Конечно может показаться, что 1.7 секунды это не так уж и много, но за это время к примеру вражеский керри может совершить несколько автоатак, которые могли бы быть критическим и смертельными для ваших союзников. Поле не помогает от выстрелов башен, так что танковать под ним не получится. Повышение уровня умения лишь снижает его перезарядку и как правильно максится оно в последнюю очередь.
Shadow Dash — великолепнейшее умение. Во-первых, благодаря этому умению Шен может спровоцировать сразу целую группу врагов, заставляя их атаковать себя и по сути дезориентируя их. Во-вторых, большая дальность прыжка позволяет использовать умение для того, чтобы перепрыгивать через большие препятствия и использовать неровности местности в своих целях. Именно грамотное использование этого умения дает Шену очень высокий потенциал для инициации сражения.
Stand United — ульт Шена является тем самым умением, которое и делает его таким уникальным. При использовании вы можете быстро переместиться в другой конец карты и защитить своего союзника. При этом вроде бы безвыходная ситуация превращается в вашу триумфальную победу. К сожалению ульт имеет ну очень большую перезарядку и часто использовать его не получится. Лишний раз подумайте прежде чем использовать это умение. Возможно ваша помощь была и не нужна, а вы потеряли кучу времени. Даже без каких-либо артефактов на AP ульт сам по себе дает достаточно мощный поглощающий щит, способный впитать много урона. В официальном описании ульта не указана одна очень важная особенность. В тот момент, когда Шен прилетает к своему союзнику, он не просто появляется рядом, он становится между своим союзником и ближайшим вражеским чемпионом. В некоторых случаях это позволяет принять удар на себя или же быстро использовать рывок Shadow Dash.
Билд на Шена для верхней линии (TOP)
Выбор заклинаний:
Вместо огня можно также использовать Teleport. Таким образом мы будем иметь сразу две возможности (ульт + заклинание) быстро переместиться на другую линию и помочь своим союзникам.
Порядок прокачки умений:
В первую очередь лучше всего прокачивать и максить умение Twilight Assault. Оно позволит вести более агрессивную игру и занчительно повысит урон обычных атак. Во вторую очередь лучше всего максить умение Shadow Dash. При увеличении уровня умения, значительно снижается его перезарядка. Это позволит намного чаще использовать умение в бою, что повысит эффективность Шена в разы. Защитный барьер Spirit’s Refuge достаточно лишь прокачать один раз, а максить умение уже следует в последнюю очередь. Ульт безусловно обязательно прокачивается сразу же по мере доступности.
Выбор артефактов:
Против врага с физическим уроном также может подойти Cloth Armor и несколько банок здоровья или же Doran’s Shield.
Первые предметы, которые стоит купить Шену и которые подойдут для большинства ситуаций являются Sunfire Cape, Titanic Hydra и Mercury’s Treads . Сапоги конечно в зависимости от ситуации могут быть другими, а вот первые два артефакта точно повысят боевую эффективность Шена. Оставшиеся 3 слота инвентаря лучше использовать под защитные предметы в зависимости от ситуации. Таким образом мы получим хорошего танка, с умениями контроля и неплохим уроном.
Билд на Шена сапорта (Support)
Шен может выступать в роли сапорта танка на линии. Из защитных умений у шена есть поле Spirit’s Refuge и ульт Stand United. Лучше всего использовать Шена в связке с агрессивными керри героями, которым не хватает контроля. За счет своего умения Shadow Dash Шен является очнеь хорошим инициатором. Сразу после удачного рывка можно использовать призрачный меч, чтобы дополнительно замедлить цель. Самое главное это попадать рывком, иначе вы окажатесь в очень невыгодном положении. Также важно понимать, что все ваши атаки должны происходить совместно с дамагером, так как против двух врагов Шен на начальном этапе игры точно ничего не сделает.
Выбор заклинаний:
Вместо огня Ignite также отлично подойдет замедление Exhaust.
Порядок прокачки умений:
Можно конечно использовать стандартную прокачку умений, то есть первым умением максить меч, но я бы вам рекомендовал попробовать именно этот вариант, в котором первым максится рывок. Именно удачное использование рывка будет определять то, на сколько вы хорошо выстоите начальный этап игры. Повышение уровня рывка позволит значительно снизить перезарядку умения, а значит и использовать его вы будете гораздо чаще.
Выбор артефактов:
При стартовом закупе лучше всего использовать стандартные предметы для танков сапортов.
Основная часть артефактов покупается на повышение защиты, но не стоит забывать о том, что вы сапорт и от вас требуются соответствующие артефакты (например Sightstone). Сапоги лучше всего использовать Boots of Swiftness. В отличие от верхней линии, передвигаться вам придется намного больше и скорость передвижения в этом случае будет играть очень важную роль. В целом в некоторых случаях подойдут даже Boots of Mobility.
Само собой в зависимости от типа преобладающего урона в команде противника в сборку можно внести множество изменений. Например могут отлично подойти такие артефакты, как: Randuin’s Omen, Banshee’s Veil, Frozen Heart, Warmog’s Armor, Thornmail или Guardian Angel.
Билд на Шена лесника (Jungler)
Шен может неплохо чувствовать себя в роли лесника. У него есть пассивная возможность поглощать часть урона за счет щита, что заметно улучшит жизнь в лесу. Также часть урона можно поглотить за счет умения Spirit’s Refuge. За счет возможности наносить урон в процентном значении (умение Twilight Assault), Шен способен достаточно быстро чистить лес и быстро выходить в ганг на линии. К слову говоря гангать линии Шен может просто великолепно, достаточно удачно противнику в спину и использовать провокацию Shadow Dash. Затем противника можно дополнительно замедлить за счет грамотного использования Twilight Assault. Если делать все правильно и своевременно, то можно показывать очень хорошие результаты.
Выбор рун:
Вместо красных рун на скорость атаки, также подойдут руны на урон Greater Mark of Attack Damage.
Выбор артефактов:
При стартовом закупе лучше всего использовать стандартные предметы для лесника.
В последствии Hunter’s Machete улучшается в Skirmisher’s Sabre — Cinderhulk. В целом сборка на Шена лесника очень похожа, как и для верхней линии. Просто у нас появляется дополнительный артефакта лесника, но основная часть предметов все же направлена на повышение выживаемости.
Плюсы и минусы Шена
Плюсы:
Отличный танк.
Возможность контролировать толпу врагов.
Глобальный ульт, позволяющий быстро переместиться и спасти своего союзника.
Умения не затрачивают ману.
Защитное поле, защищающее союзников от автоатак врага.
Хороший пассивный поглощающий щит.
Может выступать в роли отличного гангера и инициатора боя.
Минусы:
Трудно стоять на линии против врагов с атакой дальнего боя.
Большая перезарядка умений на начальном этапе игры.
Нельзя ошибаться при использовании ульта, так как он имеет очень большую перезарядку.
Умения не требуют ману, но рассходуют энергию, восстановление которой приходится ждать.
Вражеские чемпионы
У Шена очень много контр пиков, то есть чемпионов, которые будут сильнее его на верхней линии. Ниже я хочу обратить ваше внимание на некоторых из них.
Дальность применения топора Decimate Дариуса очень большая и безопасно подойти к врагу точно не получится. Дело в том, что Дариус наносит хороший урон, и с помощью автоатак, и с помощью умений. Активации защитного барьера не особо помогает и по сути игра сводится к тому, на сколько хорошо играет противник. Лучше всего стараться играть более пассивно и стараться фармить, лишний раз не получая урона.
Джейс является очень мощным чемпионом. Особенно это касается начала игры, когда в его арсенале будет в два раза больше умений, комбы из которых будут наносить просто огромнейший урон. Также Джейс может менять тип атаки и постоянно обстреливать вас из далека. Лучше в начале игры сфокусироваться на фарме и пытаться как можно больше добивать миньонов. Пытаться убивать Джейса стоит только с помощью вашего лесника.
Кеннен также как и Шен использует вместо маны энергию. Разница в том, что Кеннен это маг, который может атаковать издалека и использовать различные магические умения, урон которых выше чем у Шена. Убить Кеннена можно, но это очень сложно, так как в любой момент он может превратиться в шаровую молнию и отбежать назад. Обязательно следите за тем, когда Кеннен вешает на вас метку шторма. Когда вы получаете три метки шторма, вы автоматически получаете оглушение. Ну и само собой нужно постоянно прикрываться тушками своих миньонов, чтобы у Кеннена не было возможности попасть в вас своими сюрикенами.
С самого начала игры Рамбл просто не даст вам даже близко подойти к миньонам, так как будет постоянно использовать свой огонь Flamespitter и пытаться поймать вас с помощью гарпуна Electro Harpoon. Безусловно, даже фармить на линии с таким чемпионом будет крайне тяжело. Если вам вдруг покажется, что рано или поздно Рамбл перестанет жарить вас огнем, то это не так. Его умения не затрачивают ману, а с каждым новым уровнем урон будет становится все выше и выше.
Владимир является еще одним представителем магов, умения которого не требуют маны. В его арсенале есть хорошие мощные умения и возможность постоянно отхиливаться. В равном бою Шен будет равномерно терять свое здоровье и рано или поздно ему просто придется отойти к башне. Если Владимир играет хорошо, то даже на ваши прыжки он будет реагировать своей лужей крови и спокойно отходить назад. Когда Владимир получать 6 уровень и соответственно ульт, то свой запас здоровья стоит постоянно держать на максимальном уровне, так как под действием ульта, Владимир способен нанести очень много урона.
В список опасных героев можно смело добавить Pantheon, Kayle, Aatrox и им подобных. В общем Шену тяжело против героев, которые могут держать его на расстоянии и атаковать используя автоатаки или умения дальнего боя. Само собой и против врагов с атакой ближнего боя выстоять на линии не всегда просто, особенно если эти враги активно использую умения, а не полагаются только лишь на свои автоатаки.
Общие советы по игре
В целом Шен может играть в лесу и даже в роли сапорта, но роль соло игрока на верхней линии несомненно является более популярной и по-этому именно о ней мы будем говорить ниже.
Если вы выбрали Шена на верхнюю линию, то стоит приготовится к агрессивной игре. Выступать вторым номером Шену попросту невыгодно. Само собой играть агрессивно не просто, особенно учитывая большую перезарядку умений на первых уровнях. Тем не менее, умения Шена не требуют затрат маны, а значит использовать их нужно на полную катушку, а точнее стараться использовать их буквально по откату. Для начала стоит научится правильно использовать призванный меч Twilight Assault. В идеале нужно стремится к тому, чтобы не просто наносить урон, а чтобы меч проходил через вражеского героя. Конечно враг не будет стоять на месте и уж точно лишний раз подставляться не будет, но вы можете запрыгнуть ему за спину с помощью Shadow Dash и затем уже призвать свой меч. Не спешите сразу активировать защитное поле Spirit’s Refuge. Пускай сначала враг сделает 1-2 удара и пробьет ваш щит, а потом уже активируйте поле. Против врагов с атакой дальнего боя такой финт будет провернуть сложнее, так как они будут стоять далеко, да и в целом играть против ренжевых героев Шену гораздо тяжелее и в этом случае лучше стараться максимально хорошо фармить и ловить врага на его же ошибках. Шен очень зависит от артефакт и ему требуется хороший начальный фарм. Если к примеру вам попался очень сильный враг, то лучше сосредоточиться исключительно на фарме, а не тратить время на непонятно что. Если же враг играет посредственно, то лучше постараться занять доминирующую позицию. Пока у Шена не появится 6 уровень и не откроется ульт, он не сможет принести особой пользы для своей команды. Так что постарайтесь к этому времени выфармить хоть что-то из артефактов. Если вы стоите против чемпиона с физической атакой, то хорошо будет как можно скорее купить Sunfire Cape. Если же против вас стоит маг, то в этом случае в первую очередь лучше купить Spirit Visage. Также стоит помнить о том, что умение Shadow Dash провоцирует врагов атаковать вас. К примеру если ваш враг начал активно пушить линию и подошел очень близко, то вы можете прыгнуть на него и тогда ваша башня начнет по нему огонь. Начало игры для Шена это самое тяжелое время и если вы проведете его достойно, то потом проблем уже будет гораздо меньше.
В середине игры у Шена уже появляются его первые защитные артефакты и конечно же у него открывается ульт. В этот момент ваши глаза не должны быть прикованы только к своей линии. Вам необходимо внимательно следить за ситуацией на всей карте и в нужный момент использовать ульт, чтобы быстро переместиться к своему союзнику и помочь ему. Ульт имеет очень большую перезарядку, по-этому просто так его использовать не стоит. Всегда стоит грамотно оценить ситуацию и решить стоит ли вам лететь и сможете ли вы реально повлиять на исход боя. Также стоит учитывать тот факт, что ульт имеет некоторое время на подготовку, по-этому не нужно в момент использования ульта стоять рядом с врагом на верхней линии, который имеет возможность сбить действие ульта. Шен может выступать в роли отличного инициатора боя за счет своего умения Shadow Dash. Так что вы можете отправиться и попробовать гангнуть одну из линий. В бой вы должны вступать первыми и заблокировать основные умения врага. Чаще всего ульт даже выгоднее использовать не для защиты своего союзника, а во время атаки. К примеру, если в вашей команде есть Twitch, Rengar, Akali или Evelynn, то вы можете телепортироваться к ним в момент невидимости и тогда враг не увидит, как вы используете ульт на этого чемпиона. Умение Shadow Dash предназначено не только для того, чтобы провоцировать врагов атаковать вас. С помощью этого умения можно также и проходить через различные препятствия. Это дает Шену очень хорошую мобильность и выживаемость. Помимо всего прочего это умение можно использовать в комбо с заклинанием Flash. То есть сначала мы используем умение, а затем вспышку и таким образом достаем до самого дальнего противника.
В конце игры Шен может, либо постоянно ходить со своей командой, либо пушить линии. Для второго варианта потребуются соответствующие артефакты и на мой взгляд он менее эффективен. Если Шен играет хорошо, то он может изменить исход боя лишь удачным прыжком, по-этому старайтесь достичь именно такого результата, а не заниматься каким-то непонятным фармом всю игру. Входя в бой, Шен должен обязательно фокусироваться на важных целях, то есть керри, маге или слабеньком сапорте. Другими словами ваш прыжок провокации, должен проходить именно по этим целям и желательно по всем сразу. В этом случае вы даете отличное преимущество для своей команды. Само собой это лучше всего делать когда бой уже завязался, так как перезарядка умения большая и второй раз использовать вы его сможете не скоро. Ошибаться Шеном вообще нельзя, один ваш промах и вся атака идет насмарку, а враг в ответ идет в контр наступление.
Для начинающих игроков я бы Шена не рекомендовал, так как он может вас разочаровать. На верхней соло линии есть много чемпионов, которые не только смогут легко противостоять Шену, но и загонят его под самую башню. Наносить какой-то большой урон вы никогда не будете (в сравнении с топовыми героями для верхней линии), разве что если купите артефакты как у керри, но это уже тупость. Умения с одной стороны простые, но использовать их нужно с умом и нельзя ошибаться. К примеру, если вы используете ульт, а враг на линии сбивает его оглушением, то считайте, что все усилия были напрасны. Шен интересный чемпион, но к нему нужно привыкнуть и понять его сильные стороны и пользоваться ими.
Игровое видео
Комментировать